Об издании Реклама Контакты Другие проекты Архив номеров Медиаплан 2017

Опрос

Какие меры необходимы для прекращения мошенничества в отрасли?
  • Ужесточение наказания для мошенников
  • Введение фингарантий для агентств
  • Повышение правовой культуры клиентов
  • Предание широкой гласности случаев мошенничества

Итоги лета

Итоги лета

Если б не было «войны»

Завершившийся летний сезон внутреннего туризма со всей очевидностью показал, что до спокойного существования российскому турбизнесу еще далеко. И если внутри него самого все более-менее оказалось спокойно, беда пришла откуда не ждали.

Самым главным событием сезона, безусловно, стало разорение одного из основных чартерных перевозчиков, компании «ВИМ­Авиа». Увы, но ни прошлогодняя история с почти суточными задержками, ни «звоночек» в виде аналогичных проблем в июне этого года не стали основанием для принятия жестких решений. И результат не заставил себя ждать.

Заплатили дважды

Несмотря на то что власти страны обещали решить вопрос о вывозе застрявших за рубежом туристов с билетами «ВИМ­Авиа» за счет бюджета, операторы снова были вынуждены решать не свои проблемы и вывозить туристов за свой счет.

По оценке исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, общие потери туристической отрасли страны из­за истории с «ВИМ­Авиа» достигают $7 млн: только директор «TUI Россия» Тарас Демура заявил о потерях в объеме около $2 млн. При этом получить какую­либо компенсацию за понесенные не по их вине расходы операторы не смогут, поскольку ни государство, ни разорившаяся «ВИМ­Авиа» делать этого не намерены. «Туроператоры предполагают получить компенсации с «ВИМ­Авиа» в рамках судебной практики, но взыскать деньги с владельца компании Мурсекаева будет нереально даже по выигранным искам», – констатирует Майя Ломидзе.

И, увы, «лекарства» от повторения этой ситуации пока нет. Более того: участвовавший в онлайн­дискуссии по этому поводу директор Ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко прямо заявил, что у авиационных властей страны нет действенных механизмов контроля, который позволил бы избежать повторения истории «вимов» в будущем.

«В очереди за этим авиационным предприятием стоят и другие», – сказал он, намекая на чартерные компании, сильно зависящие от уровня спроса в сфере туризма. Причем, по его оценке, авиаторы вовсе не намерены принципиально изменять ситуацию, по­прежнему стараясь переложить всю ответственность на туроператоров. Во всяком случае, их предложение комплектовать стабилизационный фонд за счет перевозчиков, осуществляющих чартерные рейсы, в эквиваленте примерно 100 руб. за кресло, никто не захотел даже слушать. Александр Осауленко уверен: в первую очередь надо создавать систему, при которой подобное случившемуся станет невозможным. Для этого он считает важным наладить эффективную обратную связь турбизнеса, Ростуризма и других заинтересованных сторон при возникновении проблем. Однако, по его словам, пока взаимопонимания между турбизнесом и авиаторами нет: последние ничего не хотят менять, считая имеющиеся нормы достаточными для того, чтобы история «вимов» не повторилась.

Впрочем, и турбизнес не свят. Например, директор турагентства «Премиум» Александра Гридина без обиняков заявила, что «в этой сфере полно как законодательных проблем, так и желания побольше заработать, несмотря на очевидный риск». По ее оценке, в случившемся есть доля вины как тех чиновников, которые устанавливают «правила игры», так и представителей туристического бизнеса. Ведь, несмотря на наличие чудовищных задержек рейсов, допущенных «ВИМ­Авиа» еще на старте сезона, многие крупные операторы продолжили сотрудничество с авиакомпанией, в то время как руководители и собственники агентств подчас вводили запрет на бронирование туров на базе перевозки «ВИМ­Авиа». При этом, по ее мнению, отчасти желание продолжить сотрудничество с «вимами» объясняется и тем, что операторы, даже в ущерб качеству турпродукта, стараются снизить его себестоимость.

Что касается последствий случившегося, то они последовали не только в законодательном поле. История с «ВИМ­Авиа», провозные емкости которой широко использовали многие крупные операторские компании России, стала катализатором их желания обзавестись собственными авиакомпаниями. В частности, «НТК Интурист» и «TUI Россия», понесшие существенные финансовые потери, уже заявили о намерении принять такое решение.

Так, генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев заявил о том, что «крупный туроператор должен иметь собственную авиаперевозку». «В следующий летний сезон планируем войти уже со своим контролируемым авиапарком», – сказал он, не забыв упомянуть, что решение о возможности появления у компании собственных «крыльев» назревало давно, а крах «ВИМ­Авиа» стимулировал процесс его принятия. При этом, по его оценке, собственные борта станут обслуживать до 40% имеющегося у оператора турпотока – остальных туристов, как и раньше, компания обслужит с использованием сторонних перевозчиков.

Об аналогичном шаге незадолго до этого заявил и директор «TUI Россия» Тарас Демура. По его словам, оператор также намерен обзавестись собственной перевозкой. Однако в его случае это будет выглядеть несколько иначе. «Собственная авиаперевозка у нас будет, но пока неизвестно, под каким флагом, – заявил он. – Она будет выполняться на базе существующих авиакомпаний, но на наших самолетах». По его оценке, речь идет о годовых объемах перевозки около 800 тыс. человек.

Вместе с тем эксперты говорят о том, что наличие своих «крыльев» – не панацея от всех бед. «Наличие собственной авиакомпании коммерчески оправдано только в том случае, если оператор имеет большую потребность в перевозке, способен выполнять круглогодичные программы или равномерно сочетать летние и зимние, – считает коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский. – К тому же это не избавляет оператора от необходимости взаимодействия с другими перевозчиками на немассовых направлениях или на тех, куда летают только регулярные рейсы». И хотя генеральный директор компании «ВИП Сервис» Дмитрий Горин полагает, что «управление собственной авиакомпанией дает оператору гарантии надежности и пунктуальности выполнения рейсов», многое зависит от количества имеющихся у перевозчика воздушных судов и их технического состояния.

К сожалению, именно чартерные авиакомпании, имеющие ограниченный парк активно используемых лайнеров и неспособные быстро заменить вышедший из строя, фигурируют в качестве самых непунктуальных перевозчиков. По данным Росавиации, если за период с 1 по 31 августа 2017­го «Аэрофлот», выполнив почти 22 тыс. рейсов, задержал только 1,36% из них, то «Икар» – 11,69%, «Ред Вингс» – 10,58%, а «Роял Флайт» – 8,33%. Во многом это объясняется не только количеством, но и качеством лайнеров: если у «Аэрофлота» средний возраст самолетов едва превышает 4 года, у большинства чартерных перевозчиков он составляет от 17 до 20 лет. Поэтому, учитывая возрастные самолеты и ограниченный выбор воздушных судов, своя для оператора компания – не всегда гарантия своевременности и качества доставки туриста.

Ушли в минус?

Что касается результатов сезона по внутреннему туризму, мнения об этом сильно расходятся. И если чиновники не сомневаются в том, что его объемы продолжают расти, игроки рынка констатируют спад интереса как по пляжному туризму, так и по экскурсионному.

При этом и руководитель Ростуризма Олег Сафонов, и чиновники на местах не устают повторять, что все идет по плану. К примеру, мэр Сочи Анатолий Пахомов заявил, что на 1 сентября аэропорт в Адлере принял около 4 млн человек, а в сентябре курортный город был «загружен» туристами не менее чем на 80%, включая даже высокогорный сектор. «Когда туроператор начинает заявлять, что Сочи у него продается хуже, чем в прошлом году, хочется ему ответить – значит, ты бездельник», – без обиняков заявил Анатолий Пахомов.

Представители операторов констатируют: по пляжному отдыху начало сезона было очень тяжелым, так как подвела погода. Однако затем, по их словам, ситуация все же выправилась. В частности, в «Библио­Глобусе» сообщили об увеличении потока в Сочи на 40%, а по данным интернет­сервиса для путешественников Biletix, летом 2017­го рост продаж авиабилетов по внутренним направлениям составил 27%. В целом эти цифры «бьются» и с данными «Пулково»: согласно им, Сочи в этом году (за 8 месяцев) прибавил в объемах перевозки почти 26% (было отправлено 358 тыс. человек), а Симферополь – 16% (414 тыс. пассажиров). «Оба эти направления входят в пятерку самых популярных в нашем аэропорту, – сообщил Евгений Ильин, коммерческий директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». – И хотя по объемам Симферополь рос не так быстро, как Сочи, он также продемонстрировал сохранение интереса со стороны туристов».

Вместе с тем далеко не все операторы разделяют мнение о том, что наши юга в этом сезоне показали рост. «Если учесть, что в целом количество поехавших в отпуск если и выросло, то незначительно, а одна только вернувшаяся на рынок туризма Турция забрала, как минимум, 3 млн клиентов, о каком росте можно говорить?» – спрашивают они. И добавляют, что «пляжные» отели российских курортов подняли цены на 10–15%, а реально снизили их только в июне. В результате, по оценкам части представителей турбизнеса, внутренний турпоток сократился на 15–20%. Причем по Крыму этот спад еще больше и может достигать 20–25%. В частности, Ирина Глазкова из компании «Роза ветров» констатирует, что «открытие Турции с низкими ценами на фоне наших вновь подорожавших курортов стало основной причиной спада», а Оксана Булах из компании «Алеан» заявила, что «общее падение к прошлому году составило 17–20%».

Как смотрится ситуация из Петербурга? Питерские эксперты констатируют: основной причиной снижения объемов в этом сезоне стала вовсе не Турция, а недостаток внимания к сфере туризма со стороны государства.

К примеру, директор СЗРО РСТ Екатерина Шадская уверена: корень проблем надо искать на законодательном уровне. «Вряд ли стоит говорить о том, что наши курорты нередко проигрывают зарубежным по соотношению цены и качества турпродукта, – констатировала она. – Очевидно, что изменить ситуацию можно только путем коренных, системных преобразований на уровне законодательства (прежде всего налогового): только системные меры позволят снизить цены на дорогу и размещение для конечного потребителя, тем самым побудив его отдыхать в России». И предложила отменить НДС на внутренние перелеты, ввести групповые тарифы с понижающим коэффициентом на железнодорожную перевозку, а также обнулить ввозные пошлины на туристические автобусы.

В свою очередь руководитель департамента туроператора «Премьера Тур» Татьяна Бисерова подошла к обсуждению темы с иной точки зрения. По ее мнению, до сих пор внутренний турпродукт в глазах части агентов выглядит как «недотуризм». «Россия не принадлежит к странам, которые большинство агентов знают и любят продавать, – считает она. – Происходит это чаще всего потому, что внутренний продукт требует больших усилий по продаже, а вот уровень доходов от него меньший, чем от зарубежного». И привела пример, когда один из агентов попросту отказался реализовывать пакетные туры в Казань, поскольку размер комиссионных (не процент, а размер) его не устроил. «Если мы сделаем так, что бронировать российские туры (в том числе в режиме онлайн) будет легко и просто, с моментальным подтверждением и отсутствием доплат – они тоже будут пользоваться спросом, – уверена Татьяна Бисерова. – У нас такой опыт есть».

Директор филиала компании «РоссТур» и руководитель Северо-Западного представительства Союза турагентств Дмитрий Мазаников поддержал точку зрения Екатерины Шадской. «Люди едут в Турцию не потому, что им так хочется: если на наших курортах они сталкиваться с тем, что гостиницы старые, обслуживают плохо, а кормят невкусно, отдыхать на российских курортах будут только те, кто лишен возможности выезжать за границу, – считает он. – Без поддержки со стороны государства здесь не обойтись: надо системно заниматься продвижением внутреннего туризма, выделять средства на поддержку операторов и создавать условия, при которых отдыхать в России станет комфортно и выгодно». И посоветовал в первую очередь навести порядок в регулировании работы частного сектора, конкурировать с которым по ценам организованный туризм зачастую не может.

А вот по мнению исполнительного директора туроператора «НИКА» Михаила Корнышева, не так уж все в России и плохо. По его оценке, то, что отдых внутри страны, как правило, связан с низким качеством услуг и высокими ценами, – давний и уже не соответствующий действительности стереотип. «Многие современные российские объекты предлагают уровень сервиса выше, чем в европейских городах, а стоимость услуг в них заметно ниже, – считает эксперт. – И если турист ориентирован не только на стоимость тура, но и на его качество и наполнение, России есть что ему предложить».

И это действительно так. Причем речь идет в первую очередь об экскурсионных новинках. Например, начальник отдела Городского туристско-информационного бюро Петербурга Дарья Щавелева заявила, что уже сейчас в Петербурге туристы проявляют интерес к верфи исторического судостроения в Лахте, на которой сооружаются точные копии судов былых времен, а в качестве других новинок экскурсионного Петербурга она назвала недавно появившиеся легальные экскурсии по крышам домов в центре города, а также уникальный Музей истории денег и экскурсию «Театральный Петербург».

В свою очередь исполняющая обязанности руководителя Информационно-туристского центра Ленинградской области Ольга Голубева заявила, что регион присоединился к большому межрегиональному маршруту «Усадьбы России», а еще одной новинкой региона станут сразу несколько маршрутов «Маяки Ленобласти», которые будут посвящены местным достопримечательностям.

«А у нас в регионе можно съесть пуд соли с президентом», – сообщил председатель Комитета по туризму Новгородской области Евгений Родионов, подчеркнув, что во время посещения Старой Руссы в местном частном музее солеварения Владимира Путина потчевали свежеприготовленной солью. «Теперь и любой желающий может сделать то же самое», – подтвердил он, сообщив, что отныне все, связанное с туризмом региона, будет продвигаться под слоганом «Русь новгородская»: уже подготовлены и соответствующие информационные материалы.

Что касается экскурсионного туризма (включая въездной внутренний в Петербург), то оценки его объемов расходятся. Если представители бизнеса, к примеру, замечают, что из­за погоды число гостей, по сравнению с аналогичным периодом 2016­го, примерно на 10% снизилось, руководитель Комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев говорит об «устойчивом росте турпотока». На те же 10%. «Ситуация характеризуется тем, что поток гостей из регионов России в Петербург несколько снизился, а вот число туристов из­за границы продолжает расти, – говорит он. – Причем из некоторых стран – очень значительно». В то же время не все с этим согласны. «Если зарубежный экскурсионный туризм в этом сезоне рос, то во внутреннем наблюдается явный спад, – признается руководитель группы компаний «Петротур» Игорь Мазулов. – Причем он ощущается практически во всех сегментах направления».

Вместе с тем как он, так и другие специалисты констатируют: как бы то ни было, но фактически речь идет только о первом приближении к докризисным объемам: клиентов, готовых платить за отдых, в России больше не стало. «Сегодня наблюдается их очевидное перераспределение между теми или иными направлениями: в то время как внутри России туристов стало несколько меньше, за рубеж их отправилось больше, – замечают профессионалы. – Однако в целом это картину не меняет, так как число платежеспособных клиентов остается примерно тем же».

Сергей Яковлев
  • banner
  • banner
  • banner
  • banner
 
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner
banner